Методическая разработка. "Педагогические технологии на интегративной основе в системе дополнительного образования. детей"

В проектировании образовательного процесса важная роль отводится интеграции, которая ведет к связному объединению отдельных элементов и частей разных предметных областей в единое целое при общности целей и функций обучения. Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, учитывающего различную роль образовательных направленностей во всей интегрируемой системе.

Создание педагогических технологий на интегративной основе, прежде всего, предполагает структурирование самой предметной области, а также междисциплинарное, межпредметное структурирование. Такие технологии ориентированы на личность: их ценность состоит в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы. В технологиях, построенных на интегративной основе возможна компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка

«Педагогические технологии на интегративной основе в системе дополнительного образования детей»


Сичкарь С.В., зам. директора по УВР,

педагог-организатор.


Вслед за дифференциацией в проектировании учебного процесса
предлагается эффективный процесс интеграции, который ведет к связному
объединению отдельных элементов и частей разных предметных областей в единое целое при общности целей и функций обучения. Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса.

Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль образовательных направленностей во всей интегрируемой системе.

Основа данного принципа - процедура структурирования, которая опирается, в свою очередь, на принцип генерализации учебного материала. Генерализация учебного материала предполагает проникновение в сущность конкретной предметной области с целью выделения главного и подчинения ему всего содержания образовательной программы.

Создание педагогических технологий на интегративной основе, прежде всего, предполагает структурирование самой предметной области, а также междисциплинарное, межпредметное структурирование. Оно подчиняется генеральной идее, связывающей содержание всех предметных областей.

Кроме того, выделяется своеобразная иерархия, роль предметов в отражении генеральной идеи на основе учета теоретической и практической направленности каждой дисциплины, соотношения между дисциплинами по принципу «общее - частное», интегративная емкость содержания каждого предмета.

Необходим учет интегративной емкости различных предметов. Та
дисциплина, в которой в большей мере раскрывается сущность
генерализируемой идеи, обладает наибольшей интегративной емкостью; она и является содержательной основой.

Содержание интегрированного характера не само по себе оказывает
развивающее действие, а только через адекватные ему педагогические
технологии. Создание, а точнее проектирование педагогических технологий на интегративной основе составляет важнейшую часть деятельности педагога по реализации современной стратегии образования и выступает как компонент, характеризующий индивидуальное творчество педагога.

Такие технологии ориентированы на личность: их ценность состоит в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы.

В технологиях, построенных на интегративной основе возможна
компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.

Для повышения эффективности обучения и воспитания детей большое значение имеет рациональная взаимосвязь предметных областей. В дополнительных общеобразовательных программах учебных курсах она основана на межпредметных связях между дисциплинами, т.к. межпредметные связи предполагают взаимную согласованность образовательных программ по различным направленностям.

На более совершенном этапе этот процесс ведет к разработке
технологии интегрированной системы взаимодействия предметов.
Использование этой технологии устраняет существующие в системе
преподавания недостатки, связанные с разрозненным по предметам
усвоением знаний учащимися, и дает возможность перехода к комплексной
взаимосвязи предметов, ее реализации в учебном процессе, в воспитании
отношений к жизненным ситуациям.

Взаимосвязь и взаимопроникновение в науках приводят к созданию
новых направлений, новых открытий. Все это оказывает влияние на учебный процесс образовательной организации. Учащиеся, как правило, полностью не осознают взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира. Поэтому основная задача интегрированных курсов и уроков - сформировать у учащихся целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как о единой системе. Технология интеграции дает возможность изучать каждую тему с позиций различных предметов. В гуманитарной области знаний введение интегрированных курсов целесообразно на самом раннем этапе обучения, что способствует более глубокому формированию у учащихся общей культуры.

Например, курс по истории родного города, преследует цели не
простого накопления в сознании детей разрозненных фактов, событий,
фрагментов истории, а цель курса - развитие ребенка, его духовно-
нравственных качеств, мышления и воображения, воспитания любви к своей
земле и родной культуре, поэтому он строится на культурно-исторической и
литературно-художественной основе. Эта основа дает возможность увязать
историю развития города с историей развития страны и того же города в
различные эпохи, представленные в историко-литературном плане и в
различных предметах искусства. Курс является воспитывающим по своей
сути через содержание учебного материала каждого урока.

Занятия могут проводиться как одним, так и несколькими учителями в
зависимости от содержания учебного материала. Проводя уроки по теме
«Герб города» один педагог много внимания уделит геральдике, истории
создания различных гербов, - другой, разъяснит смысл каждого его
фрагмента и цвета.

В таких курсах объединяются материалы истории, географии, чтения и
других предметов искусства, значительная часть занятий завершается
творческой работой по одному из перечисленных предметов. Это или устный рассказ об увиденном, на территории памятных мест города, письменное или устное сочинение, например, «На берегу реки Тускарь». Учащиеся пишут заметки, стихи, готовят поделки из глины и дерева.

Проведение занятий по истории родного края в среднем звене школы
требует наряду с экскурсионной, и большой краеведческой работы.
Например, по теме «История городских музеев», учащиеся совместно с
педагогом могут посетить городские музеи, познакомиться с историей их
создания и становления, с людьми, стоявшими у истоков музеев и внесшими
свой вклад в их развитие.

Успех проведения интегрированных занятий зависит от мастерства
учителя, от его профессиональной компетентности. Такие занятия требуют нестандартных моделей обучения (игры, драматизации, модульное, поисково-исследовательское).

Интеграция способствует взаимообогащению изучаемых предметных областей, расширению информативной емкости занятия, она является высокой формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Интеграция - источник нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся в различных учебных предметах.

Интеграция за счет разнообразных видов деятельности в ходе занятий
снижает утомляемость, способствует более полной реализации
воспитательных возможностей занятия. Знания приобретают качество
системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается
мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности

Технологии в интегрированном обучении

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  • технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении обучающихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений;

  • технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.);

технология развивающего обучения в основе, которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития ребенка.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия педагога и обучающихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему педагогу целесообразно обратить внимание, прежде всего, на данную технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок". Схемы связей педагога используют постоянно.

Технология Формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности педагога. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Тесно связана с данной технологией, «Технология учебно-игровой деятельности». Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от педагога творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественнонаучных программ немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в которого педагог объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.


Список литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

  3. Колеченко И.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2001.

  4. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. Ростов - н/Д: МарТ, 2002.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.

  6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 285с.

Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе/ Под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 200с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Новые олимпиады



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее