Местоимение в речи

Урок русского языка в 10 классе

«Употребление местоимений в речи»

Цель: создать условия для формирования и закрепления понятия о местоимении; познакомить с ролью местоимений в нашей речи.

Задачи образовательные:

  • повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение»

Задачи развивающие:

  • развитие умения работать со словом, самостоятельности, критического мышления, настойчивости; формирование представления о роли и употреблении местоимений «ты» и «вы» в речевом этикете; развитие навыков грамотного культурного общения;

Задачи воспитательные:

воспитывать уважение к национальным традициям, вежливость, тактичность, культуру речевого общения, бережное отношение к слову, воспитание положительного отношения к предмету.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2. Презентация.

3. Компьютер.

4. Карточки с тестом и с заданиями.

5. Лист оценки

Структура урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

II. Фронтальный опрос. (3 мин)

III. Сообщение темы и целей урока. (5 мин)

IV. Обобщение и систематизация знаний. (6мин)

V. Формулирование выводов. (25 мин)

VI. Подведение итогов урока. (3 мин)

VII. Домашнее задание. (2 мин).

VIII. Рефлексия

Ход урока.

I. Организационный этап. ( 1 минута)

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Пусть дежурный скажет, кто отсутствует, и мы приступим к работе. Наш урок посвящен закреплению темы «Местоимения». Сегодня на уроке мы должны с вами привести в систему ваши знания о местоимении как части речи, повторить разряды местоимений, некоторые правила их написания. Научиться правильно употреблять местоимения в своей устной речи, т.е. как пользоваться речевыми правилами, а также выполним много интересных заданий.

II. Фронтальный опрос. ( 3 минуты) (Слайд 1)

- В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имён. О чём идёт речь? (Речь идет о местоимении.)

- Вместо каких частей речи употребляется местоимение?

- Назовите разряды местоимений.

III. Сообщение темы и целей урока. ( 5 минут)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Употребление местоимений в речи».(Слайд 2)

- Давайте обратимся к высказыванию А.А. Реформатского о местоимении как части речи. (Слайд 3)

«Местоименные слова в языках независимо от их употребления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

- Согласитесь, это высказывание, безусловно, верное, но все-таки как-то обидно за местоимения. Давайте постараемся, конечно же, не поспорить с выдающимся лингвистом, а вступить с ним в диалог. Постараться развить его мысль и доказать, что местоимение – очень важная часть речи, более того, эта часть речи может многое рассказать о нас самих как о народе, об особенностях национальной психологии.

- Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне местоимений, а для этого нужно повторить и обобщить наши знания об этой части речи.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Распределительный диктант. (Слайд 4) ( 3 минуты)

Запишите ответы. Проведите взаимопроверку. (Слайд 5)

вопросы

ответы

1

Что такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2

Чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?

Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.

3

Какие местоимения не склоняются?

Местоимения: некто, каков, таков.

4

У каких местоимений нет именительного падежа?

У возвратного местоимения «себя».

5

Какие местоимения пишутся через дефис?

Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь, что-либо, кое-как

6

Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.

В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

7

Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?

Ни – без ударения (никто), не – под ударением (нечего).

8

В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем

2. Тестирование. (Слайд 6,7) ( 3 минуты)

Таблицу дополните недостающими примерами. Проведите взаимопроверку.

Разряд

Номер предложения

Местоимение

1

Личные

2

Возвратное

3

Вопросительные

4

Относительные

5

Неопределенные

6

Отрицательные

7

Притяжательные

8

Указательные

9

Определительные

1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)

Тот, та – указательные местоимения;

2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)

Я, ты, он, она - личные местоимения;

3) Счастье или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)

Ничего – отрицательное местоимение;

4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)

Свет чей? – их (притяжательное местоимение);

5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

Себя – возвратное местоимение.

6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)

Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.

7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)

Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.

8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).

Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.

9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)

Кто-то – неопределенное.

V. Формулирование выводов. Этап всесторонней проверки знаний.

  • Лексическая работа ( 3 минуты)

- Урок мы проведем в форме популярного телевизионного жанра – ток-шоу.

Каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? (Слайд 8)

Ток – англ. Talk«разговор, разговаривать, беседа»

Шоу – англ. Show«показывать, смотреть»

Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное. Рассчитанное на шумный внешний эффект.

- Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак…

  • Коммуникативная ситуация.(Слайд 9) ( 5 минут)

- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила. Следующий диалог разыгрывается двумя учениками.

1)АКТЕРЫ

У кассы.

-Ты, послушай, дай билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет.

-Ах, у Вас такого нет?

Не получите билет!

-Что вы заметили в этом диалоге? (В этом диалоге не соблюдены правила этикета).

Словарная работа

Этикет - принятый порядок поведения. Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет.

Вопрос классу. Какие правила нарушил покупатель билета? (Обратился на «ты» к малознакомому человеку; кроме того, местоимение ты не может выступать в роли обращения).

  • Сообщение учителя. ( 3 минуты) (Слайд10)

Способов передавать в речи этикетные значения очень много. Удивительно многообразны этикетные знаки в речи разных народов. В некоторых языках они различаются в зависимости от того, кто и к кому обращается.

Так, в языке народов урду ( наиболее распространенный язык на полуострове Индостан) одни местоимения служат для обращения вообще, другие – для обращения к мужчинам, третьи - к женщинам.

Во многих языках, чтобы передать этикетное содержание, применяют замену одной формы лица другой, своеобразное строение предложений. В Швеции и Польше считается недостаточно вежливым обращаться к чужим на «Вы», для этого используется форма третьего лица, например:

«Не хочет ли доктор мне помочь?»

«Можно ли проводить пани?»

«Что госпожа хочет?»

Но если бы мы собрали все этикетные средства известных нам языков и сравнили их между собой, то, наверное, узнали бы, что одна из самых важных для этикета частей речи – это местоимение.

Психолог и языковед А,А, Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что местоимение – «крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений». (Слайд 11)

Вывод 1: Язык помогает понять душу народа, природу национального характера, рассказывает о философии и мировосприятии нации.

  • Устный индивидуальный опрос группы «Местоимения и этикет»

( 8 минут) (Слайд 12)

В русском языке личных местоимений немного, но их роль в речевом этикете очень важна. Особенно важен выбор между «ты» и «вы».

Итак, послушаем. Как связаны этикет и речь?

Когда и кому мы обращаемся в речевом этикете на «вы»?

ВЫ вместо ТЫ в обращении к одному у русских появилось сравнительно недавно -18 век. Такое «вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян. До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам. НАПРИМЕР, В 19 ВЕКЕ ЖЕНЫ КУПЦОВ НЕРЕДКО ОБРАЩАЛИСЬ К МУЖЬЯМ НА «ВЫ», СЛЫША ОТВЕТНОЕ «ТЫ». «Вы» закрепилось в основном для тех случаев, в которых принято было обращаться по имени и отчеству. Но полного совпадения не произошло. В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина пишет письмо человеку, которого любит, обращаясь к нему на «вы».

В целом нет правил, когда и при каких обстоятельствах можно переходить на «ты». Это полностью зависит от характера людей, а может быть, и от обстановки.

2)АКТЕРЫ

Чтение стихотворения Пушкина «Ты и Вы» (Слайд 13)

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Вопрос: И все же когда и к кому можно обращаться на «ты»?

(Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Ты обозначает уважение, возникшее к кому-нибудь на почве товарищества, дружбы или любви.)

Таким образом, нужно быть, по существу таким же вежливым, как и при обращении на вы.

Те, кто в пылу ссоры переходят с «вы» на «ты», стараясь тем самым унизить противника, показывают только невоспитанность и невыдержанность.

У нас принято, что члены семьи и близкие родственники между собой обращались на «ты». Часто на «ты» обращаются сотрудники, коллеги, друзья.

Естественно, что дети говорят друг другу ты. Обычно к чужим детям обращаются на вы с 16 лет, т.е. с момента, когда они, получив паспорт, признаются ответственными за свои поступки.

Вывод 2. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.

Слово учителя: ( 3 минуты)

- Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших актёров. Послушаем их рассказ, попытаемся понять.

3)Актёры (Слайд 14)

Ученик.

Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им - раз! Они ей – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Ведь он был с нею заодно…

Ученица.

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла!

- Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в возрасте? В чем же?

Вывод 3. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. Местоимения должны уместно замещать другие части речи.

  • Проверка задания группы «Редакторы» (Индивидуальный контроль)

Редактирование предложений. (3 минуты)

- Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок. (Слайд 15)

  1. «Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере». (Местоимение они не выполняет своего назначения, оно не является заместителем. Они – это кто?)
  2. «Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял». (Дублируется подлежащее, надо исключить местоимение он).
  3. «Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)

Вывод 4. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.

  • Игровой момент. ( 3 минуты)

Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки. (Слайд 16)

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)

3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)

4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)

5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)

6. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)

VI. Подведение итогов. ( 2 минуты)

Каждый из вас сейчас постарается найти подходящие слова для того, чтобы сформулировать свои ощущения от урока в форме синквейна – пятистишия, которое строится по определённой форме. Темы для синквейна – ключевые слова сегодняшнего урока. (Слайд 17)

  1. Местоимение
  2. Разное, нужное
  3. Употребляется, называет, используется
  4. Местоимение употребляется вместо имени
  5. Заместитель!

VII. Домашнее задание. (2минуты) (Слайд 18)

Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение этикета создаёт престижный имидж интеллигентного человека. Для аргумента используйте высказывания из учебника на странице 185-186.

VIII. Рефлексия. (1минута) (Слайд 19)

Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.

Ну, а теперь хотелось бы узнать, что было трудно, а что интересно, используя стратегию «Дерево Блоба».

ІХ. Итог урока

-Ребята! Мы все задания с вами выполнили, многое вспомнили и узнали. И хочу всем вам сказать

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо-

Плохо плакать одному.

Как прекрасно всё вокруг,

Если рядом верный … ДРУГ.

- Ребята, давайте жить дружно!

Лист оценки

Фамилия, Имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ учащегося ______________________________________

Виды работы

Количество допущенных ошибок

Оценка

Распределительный диктант

Тестирование

Работа на уроке ___________

Оценка за урок ___________

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 10 классе

«Употребление местоимений в речи»


Цель: создать условия для формирования и закрепления понятия о местоимении; познакомить с ролью местоимений в нашей речи.


Задачи образовательные:

  • повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение»

Задачи развивающие:

  • развитие умения работать со словом, самостоятельности, критического мышления, настойчивости; формирование представления о роли и употреблении местоимений «ты» и «вы» в речевом этикете; развитие  навыков грамотного культурного общения;

Задачи воспитательные:

воспитывать уважение к национальным традициям, вежливость, тактичность,  культуру речевого общения, бережное отношение к слову, воспитание положительного отношения к предмету.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2. Презентация.

3. Компьютер.

4. Карточки с тестом и с заданиями.

5. Лист оценки

Структура урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

II. Фронтальный опрос. (3 мин)

III. Сообщение темы и целей урока. (5 мин)

IV. Обобщение и систематизация знаний. (6мин)

V. Формулирование выводов. (25 мин)

VI. Подведение итогов урока. (3 мин)

VII. Домашнее задание. (2 мин).

VIII. Рефлексия


Ход урока.

I. Организационный этап. ( 1 минута)

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.


- Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Пусть дежурный скажет, кто отсутствует, и мы приступим к работе. Наш урок посвящен закреплению темы «Местоимения». Сегодня на уроке мы должны с вами привести в систему ваши знания о местоимении как части речи, повторить разряды местоимений, некоторые правила их написания. Научиться правильно употреблять местоимения в своей устной речи, т.е. как пользоваться речевыми правилами, а также выполним много интересных заданий.


II. Фронтальный опрос. ( 3 минуты) (Слайд 1)

- В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имён. О чём идёт речь? (Речь идет о местоимении.)

- Вместо каких частей речи  употребляется местоимение?

- Назовите разряды местоимений.


III. Сообщение темы и целей урока. ( 5 минут)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Употребление местоимений в речи».(Слайд 2)

- Давайте обратимся к высказыванию А.А. Реформатского о местоимении как части речи. (Слайд 3)

«Местоименные слова в языках независимо от их употребления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

- Согласитесь, это высказывание, безусловно, верное, но все-таки как-то обидно за местоимения. Давайте постараемся, конечно же, не поспорить с выдающимся лингвистом, а вступить с ним в диалог. Постараться развить его мысль и доказать, что местоимение – очень важная часть речи, более  того, эта часть речи может многое рассказать о нас самих как о народе, об особенностях национальной психологии.

- Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне местоимений, а для этого нужно повторить и обобщить наши знания об этой части речи.


IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Распределительный диктант.  (Слайд 4) ( 3 минуты)

Запишите ответы. Проведите взаимопроверку. (Слайд 5)

вопросы

ответы

1

Что такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2

Чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?

Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.

3

Какие местоимения не склоняются?

Местоимения: некто, каков, таков.

4

У каких местоимений нет именительного падежа?

У возвратного местоимения «себя».

5

Какие местоимения пишутся через дефис?

Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь, что-либо, кое-как

6

Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.

В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

7

Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?

Ни – без ударения (никто), не – под ударением (нечего).

8

В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем


2. Тестирование. (Слайд 6,7) ( 3 минуты)

Таблицу дополните недостающими примерами. Проведите взаимопроверку.

Разряд


Номер предложения

Местоимение

1

Личные




2

Возвратное




3

Вопросительные




4

Относительные




5

Неопределенные




6

Отрицательные




7

Притяжательные




8

Указательные




9

Определительные




1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)

Тот, та – указательные местоимения;

2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)

Я, ты, он, она - личные местоимения;

3) Счастье или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)

Ничего – отрицательное местоимение;

4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)

Свет чей? – их (притяжательное местоимение);

5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

Себя – возвратное местоимение.

6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)

Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.

7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)

Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.

8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).

Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.

9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)

Кто-то – неопределенное.


V. Формулирование выводов. Этап всесторонней проверки знаний.

  • Лексическая работа ( 3 минуты)

- Урок мы проведем в форме  популярного телевизионного жанра – ток-шоу.

Каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? (Слайд 8)

Ток – англ. Talk«разговор, разговаривать, беседа»

Шоу – англ. Show«показывать, смотреть»

Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное. Рассчитанное на шумный внешний эффект.

- Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак…

  • Коммуникативная ситуация.(Слайд 9) ( 5 минут)

- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила. Следующий диалог разыгрывается двумя учениками.

1)АКТЕРЫ

У кассы.

-Ты, послушай, дай билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет.

-Ах, у Вас такого нет?

Не получите билет!

-Что вы заметили в этом диалоге? (В этом диалоге не соблюдены правила этикета).

Словарная работа 

Этикет - принятый порядок поведения. Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет.

Вопрос классу. Какие правила нарушил покупатель билета? (Обратился на «ты» к малознакомому человеку; кроме того, местоимение ты не может выступать в роли обращения).

  • Сообщение учителя. ( 3 минуты) (Слайд10)

 Способов передавать в речи этикетные значения очень много. Удивительно многообразны этикетные знаки в речи разных народов. В некоторых языках они различаются в зависимости от того, кто и к кому обращается.

Так, в языке народов урду ( наиболее распространенный язык на полуострове Индостан) одни местоимения служат для обращения вообще, другие – для обращения к мужчинам, третьи -  к женщинам.

     Во многих языках, чтобы передать этикетное содержание, применяют замену одной формы лица другой, своеобразное строение предложений. В Швеции и Польше считается недостаточно вежливым обращаться к чужим на «Вы», для этого используется форма третьего лица, например:

«Не хочет ли доктор мне помочь?»

«Можно ли проводить пани?»

«Что госпожа хочет?»

Но если бы мы собрали все этикетные средства известных нам языков и сравнили их между собой, то, наверное, узнали бы, что одна из самых важных для этикета частей речи – это местоимение.

Психолог и языковед А,А, Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что местоимение – «крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений». (Слайд 11)

Вывод 1: Язык помогает понять душу народа, природу национального характера, рассказывает о философии и мировосприятии нации.


  • Устный индивидуальный опрос группы  «Местоимения и этикет»

( 8 минут) (Слайд 12)

 В русском языке личных местоимений немного, но их роль в речевом этикете очень важна. Особенно важен выбор между «ты» и «вы».

Итак, послушаем. Как связаны этикет и речь?

Когда и кому мы обращаемся  в речевом этикете на  «вы»?

ВЫ вместо ТЫ в обращении к одному у русских появилось сравнительно недавно -18 век. Такое «вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян. До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам. НАПРИМЕР, В 19 ВЕКЕ ЖЕНЫ КУПЦОВ НЕРЕДКО ОБРАЩАЛИСЬ К МУЖЬЯМ НА «ВЫ», СЛЫША ОТВЕТНОЕ «ТЫ». «Вы» закрепилось в основном для тех случаев, в которых принято было обращаться по имени и отчеству. Но полного совпадения не произошло. В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина пишет письмо человеку, которого любит, обращаясь к нему на «вы».

В целом нет правил, когда и при каких обстоятельствах можно переходить на «ты». Это полностью зависит от характера людей, а может быть, и от обстановки.

2)АКТЕРЫ

Чтение стихотворения Пушкина «Ты и Вы» (Слайд 13)

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет  силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!


Вопрос: И все же когда и к кому можно обращаться на «ты»?

(Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Ты обозначает уважение, возникшее к кому-нибудь на почве товарищества, дружбы или любви.)

Таким образом, нужно быть , по существу таким же вежливым, как и при обращении на вы.

Те, кто в пылу ссоры переходят с «вы» на «ты», стараясь тем самым унизить противника, показывают только невоспитанность и невыдержанность.

У нас принято, что члены семьи и близкие родственники между собой обращались на «ты». Часто на «ты» обращаются сотрудники, коллеги, друзья.

Естественно, что дети говорят друг другу ты. Обычно к чужим детям обращаются на вы с 16 лет, т.е. с момента , когда они, получив паспорт, признаются ответственными за свои поступки.

Вывод 2. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.

 

Слово учителя: ( 3 минуты)

- Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших актёров. Послушаем их рассказ, попытаемся  понять.

3)Актёры (Слайд 14)

Ученик.

Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им  - раз! Они ей – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Ведь он был с нею заодно…

Ученица.

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла!

- Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в возрасте? В чем же?

Вывод 3. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. Местоимения должны уместно замещать другие части речи.

 

  • Проверка задания группы «Редакторы» (Индивидуальный контроль)

Редактирование предложений. (3 минуты)

- Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок. (Слайд 15)

  1. «Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере». (Местоимение они не выполняет своего назначения, оно не является заместителем. Они – это кто?)

  2. «Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял». (Дублируется подлежащее, надо исключить местоимение он).

  3.  «Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)

Вывод 4. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.

  • Игровой момент. ( 3 минуты)

 Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки. (Слайд 16)

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)

3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)

4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)

5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)

6. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)

 

VI. Подведение итогов. ( 2 минуты)

Каждый из вас сейчас постарается найти подходящие слова для того, чтобы сформулировать свои ощущения от урока в форме синквейна – пятистишия, которое строится по определённой форме. Темы для синквейна – ключевые слова сегодняшнего урока. (Слайд 17)

  1. Местоимение

  2. Разное, нужное

  3. Употребляется, называет, используется

  4. Местоимение употребляется вместо имени

  5. Заместитель!


VII. Домашнее задание. (2минуты) (Слайд 18)

Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение этикета создаёт престижный имидж интеллигентного человека. Для аргумента используйте высказывания из учебника на странице 185-186.


VIII. Рефлексия. (1минута) (Слайд 19)

Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.

 Ну, а теперь хотелось бы узнать, что было трудно, а что интересно, используя стратегию «Дерево Блоба».


ІХ. Итог урока

-Ребята! Мы все задания с вами выполнили, многое вспомнили и узнали. И хочу всем вам сказать

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо-

Плохо плакать одному.

Как прекрасно всё вокруг,

Если рядом верный … ДРУГ.

- Ребята, давайте жить дружно!


Лист оценки


Фамилия, Имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ учащегося  ______________________________________

 

Виды работы

Количество допущенных ошибок

Оценка

Распределительный диктант


 

Тестирование


 

 

Работа на уроке ___________

Оценка за урок ___________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Новые олимпиады



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее